Голливуд: Вторая волна кризиса

Прежде всего, хочу сказать, что под Голливудом я имею в виду голливудское кино, а не район Лос-Анджелеса. Намеренно не говорю «американское кино», так как это немного разные вещи. Все, наверняка, неоднократно слышали о Братьях Коэнах, Квентине Тарантино, Девиде Линче. Возможно, многим даже нравятся их фильмы. Вот только к Голливуду эти таланты не имеют никакого отношения, потому что принадлежат к когорте режиссеров независимого американского кинематографа.

Почему именно Голливуд? Потому что это крупнейшая киноиндустрия в мире, оказывающая огромное влияние на весь кинематограф в целом. Существующие здесь тенденции так или иначе характерны для всего кинобизнеса.

Голливуд глазами зрителей

Голливудский кризис идей сегодня настолько очевиден, что размышления о том, есть он или нет, может стать явным свидетельством слабоумия. Что мы видим на экранах? Ремейки, сиквелы, приквелы, экранизации книг, игр и комиксов. Каждый новый фильм предлагает нам лишь новую интерпретацию того, что мы уже знаем.

Безусловно, сила Голливуда заключается в качестве. Отличный звук, отличные спецэффекты – залог зрелищности любого фильма. А главное, здесь знают меру, ввиду чего эффекты вплетаются в сюжет по мере необходимости, а не как в «ночных позорах» и «обитаемых островах» понатыканы куда попало.

Однако нужно учитывать, что Голливуд – это, прежде всего, коммерция. И качество – лишь дань выгоде. Каждая картина допускается к производству, если она признается коммерчески успешной. И вот здесь-то кроется один из основных недостатков голливудского кино – стандартность и шаблонность, по которым можно отличить его от любого другого.

Режиссеры попросту поставлены в рамки и не имеют возможности экспериментировать. Сюжетная линия раскрывается по одним и тем же канонам, что делает каждый фильм похожим на сотню-другую, вышедших ранее. Действия актеров, внезапные повороты и концовки зачастую предсказуемы. Так что проблема лежит гораздо глубже нехватки идей.

Естественно, лучше снять по лекалу и получить прогнозируемый результат, чем создать шедевр и оплакивать вложенные средства. Не трудно догадаться, об искусстве речь уже не идет. В Голливуде делают продукт, который можно выгодно продать.

Таким образом, само слово «Голливуд» с одной стороны является знаком качества, а с другой – ярлыком однообразия и безвкусицы. Безусловно, я говорю лишь в общих чертах, в частностях существует много исключений в виде действительно талантливых и гениальных лент.

Голливуд глазами Голливуда, противодействие кризису

Без сомнения, в такой крупной индустрии работают не кретины. Все тенденции и веяния они улавливают быстрее остальных и понимают, что нужно что-то делать.

Если обратиться к истории, то мы убедимся — кризис Голливуд переживает не впервые. В конце 1960-х годов интерес к тогдашнему традиционному кино стал падать, многие студии оказались на грани разорения. Голливудские боссы просто не понимали, что нужно зрителю, поэтому началась волна экспериментов, продлившаяся до 1980-х годов. К кинопроизводству привлекались молодые амбициозные режиссеры, которые воплощали новые идеи, укладываясь в небольшие бюджеты. Это время принято называть «голливудским ренессансом», а режиссеров – режиссерами «американской новой волны». Сейчас это уже далекое прошлое, и бывший ренессанс давно обернулся декадансом.

Осознают ли упадок столпы американского кинобизнеса? Безусловно. Делают ли что-то? Конечно. Есть ли результат? Пока судить сложно. Но можно с уверенностью сказать, что эксперименты, подобные тем, что были ранее, имеют место быть. Иначе чем объяснить появление весьма талантливых, но никому неизвестных до недавних пор, режиссеров? Например, Джоби Харольда («Наркоз») или Уильяма Монахэна («Телохранитель»). Также идет поиск новых форм подачи материала, например, известная всем псевдодокументалистика («Монстро», «Ведьма из Блэр», «Паранормальное явление»). В зачатке находится отказ от существующих шаблонов. Работа кипит.

Голливудское будущее

Сегодня эстеты и критики в роде меня кричат о каком-то кризисе, а в это время миллионы людей смотрят голливудское кино и не могут понять, о чем речь. Проблема смешная, но закономерная: на экранах появляется то, что нужно зрителю, иначе бы он просто не платил деньги. Выходит, весь этот шлак нам нужен. Не мне лично, не кому-то еще, а в целом массам. По крайней мере, массового оттока зрителей из кинотеатров нет.

По большей части это происходит как раз из-за качества, доступности и понятности голливудских фильмов. Однако все чаще успеха в прокате добиваются именно «отступники» от устоявшихся традиций (впрочем, как и во все времена).

В этом ключе говорить о кризисе не имеет смысла. Он никуда не делся, просто протекает более гладко, чем в далеком прошлом, за счет превентивных действий со стороны киностудий. Они вносят изменения прямо по ходу дела, эволюционным путем. Ломать устои и устраивать революции никто не собирается, так как они дадут непредсказуемый результат, который в бизнесе неприемлем.

Итог того, что мы будем видеть на экранах, зависит от зрителя. Пока он будет платить за то, что есть, нового ему не предложат. Как только кинотеатры опустеют, Голливудские боссы заерзают задницами на своих кожаных креслах и будут искать другие подходы. Станет ли больше новых идей? Вряд ли. Но скорее всего, нам будут преподносить истории по-новому.

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *